');
НОВОСТИ РУБРИКИ АРХИВ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА ПОДПИСКА КОНТАКТЫ ФОТОРЕПОРТАЖ

обзоры / Александра и Надежда Руссковы-Назаровы: Хотим, чтобы о чувашской культуре знали в городе! (6-07-2017, 15:07)

Александра и Надежда Руссковы-Назаровы: Хотим, чтобы о чувашской культуре знали в городе!

Определенно: статистика врет. Как это так: по результатам переписи в Сызрани чувашей всего-то – 0,58 процента от численности населения! А на всю Россию-матушку – один миллион 637 тысяч человек… С другой стороны, а разве не знаете истории, когда папа - украинец, мама - мордовка, а дети искренне считают себя русскими? Они взросли в лоне русской культуры, говорят на языке, объединяющем народы, этносы России и постсоветского пространства, думают на русском, но при этом не знают и не порываются узнать свои корни, традиции предков и не идентифицируют себя с родом отца или матери, бабушек-дедушек.

Однако именно сейчас мы наблюдаем, как люди качнулись в сторону поисков самих себя, в жажде вернуть себе историю рода, научиться письменной, а то и разговорной речи предков. Особенно трогательно это выглядит, когда такую задачу ставят перед собой вполне зрелые, взрослые люди…

Детсадовский возраст

Чувашский национальный культурный центр – самый юный в Сызрани. Ему нет еще и трех лет. Но за этот срок на счету центра немало достойных дел. День чувашской культуры в рамках проекта «Национальный костюм, культурное наследие России» (выставку-презентацию проводил наш краеведческий музей), участие в городском фестивале семейного пирога, в мероприятии к 110-летию со дня рождения чувашского писателя участника Великой Отечественной войны уроженца села Малячкино Метрия Васлей – Василия Дмитриева. Чувашей Сызрани, их фольклорный ансамбль «Адал» (что значит «Волга») запомнили на национальных праздниках «Керсари» в Шигонском районе и «Акатуй» в Чебоксарах…

Сестры Александра и Надежда Руссковы-Назаровы, что стояли у истоков рождения чувашского национально-культурного центра в Сызрани, озвучивают свою позицию:

- Мы против стирания национальных границ и национальной памяти. Вымывается все. Но мы – представители своего народа! Куда гены девать? Это очень важно!

Конечно, с нашим самобытным этносом не всегда просто… Не зря чувашей называли овражным народом. Привыкли мы прятаться, хорониться. Язычество хранили до 30-х годов 19 века! А потом почти растворились…

И все же самосознание просыпается. В нашем родном селе Байдеряково есть учитель, Нина Алексеевна Фуражкина, которая занимается с детьми родным чувашским языком, наша двоюродная племянница. Так же в Малячкино, Тайдаково…

Многие знания утрачены. Уже понимаем, что многое неправильно в истории трактуется. Роль одних народов умаляется, других возвеличивается. Но восстанавливаем, читаем, вспоминаем… Мы хотим заявить о себе как нации.  Чтобы о нас, нашей культуре, обычаях знали в городе! Сами, не имея никакой финансовой поддержки, сшили себе костюмы. Записываем песни, работаем с библиотекой, ездим по сельским фольклорным праздникам, переписываемся по Интернету с чувашскими певцами, историками, думаем записывать живую речь на родном языке. По осени обязательно приезжаем в родное село на День байдеряковской картошки – сами знаете, какая вкуснятина! Кстати, знаете, что чувашское село Байдеряково возникло одновременно с Сызранью, в 1683 году?

Александра и Надежда Руссковы-Назаровы: Хотим, чтобы о чувашской культуре знали в городе!

Поклонный крест в честь прапрадеда

В моих руках - удивительная книга Виктора Симакова «Чувашские села Шигонского района Самарской области» тиражом всего лишь 90 экземпляров. В ней приведены воспоминания Ольги Васильевны Руссковой: «Мой прапрадед Николай после 25 лет службы солдатом в царской армии  в годы правления Екатерины Второй вернулся в родное село (Байдеряково, или по-старинному Чувашский Бугор - О.Ч.) с русской женой. От этого впоследствии и произошла фамилия Руссковы. Имел двух сыновей, Григория и Алексея. Был обучен грамоте и сам обучал своих детей. Его сын Григорий, как и отец, был глубоко верующим человеком…».

Рассказ своей матери продолжают сестры Александра и Надежда:

- Наш прапрадед Григорий Руссков, 1838 года рождения, отправился на Святую Землю, в град Иерусалим. Три года провел он в паломническом служении. С горы Афон привез святые дары – иконы, свечи, масло, ладан, богослужебные книги. Строительство храма в родном селе стало делом всей его жизни. Деревянная однопрестольная церковь была построена в 1880 году, закрыта и превращена в клуб в 1930-м, еще при жизни прапрадеда. Григорий Николаевич дожил до ста лет и был похоронен близ старого храма на северной стороне. А в 2010 году у новой каменной церкви установлен поклонный крест «первому строителю и благоукрасителю Григорию Николаевичу Русскову»…

 

Быть ли древу без корней?

Откуда берется понятие нации? У Людмилы и Надежды - от бабушкиных пирогов из серой муки с сахарной свеклой и калиной – послевоенное лакомство! От чудесного кваса сара из той же сахарной свеклы, что делали в кадушечках. От звуков родного языка, на котором разговаривали родители. От мамы, деревенской девочки, во взрослой жизни педагога Ольги Васильевны, которая окончила знаменитую школу Яковлева – чувашское Ульяновское педагогическое училище. (Иван Яковлевич Яковлев - патриарх чувашского языка, создатель письменности – О.Ч.).

 В семейном архиве Руссковых-Назаровых хранятся записи со слов Ольги Васильевны о ее предках:

«…Дед по материнской линии, Герасим Николаевич, подвергся гонениям, поскольку имел крепкое крестьянское хозяйство, да к тому ветряную мельницу и лавку бакалейных товаров. Его большой и добротный дом отдали семье бедняка-односельчанина, а самого деда и его жену Агриппину сослали на лесозаготовки. Когда они вернулись, дед вырыл землянку, где и ютилось опальное семейство. Он сильно переживал, как несправедливо с ним обошлась советская власть, отняв все нажитое. Его изначальный дом и сейчас стоит на центральной улице села, напоминая нам, потомкам, о пережитом.

«Дорофеев Герасим Николаевич, 1880 года рождения, Дорофеева Агриппина, 1880 года рождения, Дорофеев Александр Герасимович, 1909 года рождения, уроженцы с. Байдеряково Шигонского района, репрессированы в 1932 году и реабилитированы в соответствии с Законом в 1991 г.» – из Белой Книги о жертвах политических репрессий Самарской области.

Автор воспоминаний, Ольга Русскова в 1946 году вышла замуж за фронтовика на два года ее старше. Пётр Назаров привез с фронта, где был военфельдшером, фотоаппарат из Германии – любовь к фотосъемке и профессии переняли дети. Ольга и Пётр венчались, поскольку оба были из глубоко верующих семей.

Александра и Надежда Руссковы-Назаровы: Хотим, чтобы о чувашской культуре знали в городе!

Труды родительские

Начальная школа в родном Байдеряково. Семилетка в Малячкино. Восьмой класс Ольга заканчивала в Шигонах. Потом Ульяновский педагогический.

Между прочим, музыку студентам училища преподавал начинающий композитор Георгий Свиридов. Несколько раз уговаривал он Ольгу Русскову серьезно заняться музыкой, советовал ей купить инструмент, обещал давать уроки игры на скрипке. Потом Ольга Васильевна часто покупала детям пластинки с записями опер, оперетт, сольных выступлений певцов, слушала с ними по радио музыкальные передачи и уже в другую эпоху, в Сызрани,- классические произведения по магнитофону…

- Мама любила свою профессию. Учила детей любить свою страну. Прививала вкус к книге. Первый свой класс она приняла в 1940-м. У нее всегда было много отличников и хорошистов. Среди ее учеников -  моряки, агрономы, инженеры, строители, врачи, продавцы, военные, швеи, журналисты, юристы, педагоги. Они не забывали ее: писали письма, навещали, звонили.

Дочери Александра и Надежда высоко ценят труды родительские:

- Мы жизнью довольны: получили достойное образование, жилье, любимую работу… Никто из нашей семьи с пути не сошел. Все на хорошем счету. Когда ушли наши родители, мы не разбежались по сторонам, а держались вместе. Помогаем друг другу, заботимся. Так нас воспитали родители.

 

Дети Петра и Ольги

Людмила Петровна Поварова - Заслуженный врач Российской Федерации, кандидат медицинских наук. Работала в горбольнице имени Баныкина (Тольятти), более четверти века возглавляла главное бюро медико-социальной экспертизы города. По медицинской стезе пошла и ее дочь Ольга. Сын Дмитрий работает водителем. Трижды бабушка!

Александра Петровна Казакова, руководитель чувашского культурно-национального   центра в Сызрани, действующий врач-офтальмолог. Ее мужа Валерия Михайловича, врача-анестезиолога-рентгенолога помнит Сызрань. Сын Александр – рентгенолог в Тольятти. Трижды бабушка! Старшая внучка-восьмиклассница подумывает о профессии педиатра.

Надежда Петровна Назарова – вся жизнь выпускницы Саратовского книготоргового техникума связана с Книгой. Любовь к которой привила ей мама.

Сергей Петрович Назаров – инженер-проектировщик, работал в Тольятти и Ульяновске. Сейчас заботливый дед и смотритель родового гнезда в Байдеряково.

 

Завещание чувашскому народу

«Помните, что владеть сердцем народным  вы сможете, если только не будете чуждаться языка народного. В обращении к родному языку нет измены русскому делу: служить великому русскому Отечеству можно, не забывая родного языка, воспринятого от матерей наших.

…Берегите семью: в семье опора народа и государства». 

Иван Яковлев.

крестьянский сын, просветитель чувашского народа. 1921 год.

 

Ольга ЧУГАЙ

Написал - Редактор

Ключевые слова -
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


• Партнёры
Городской портал Сызрани
ТРК Губерния
• Обзоры
Никита Шмелёв: Пусть никогда война не повторится…

 «Шлю супруге, сыночку  и дочке  низкий поклон и желаю здоровья. Пишу вам о себе. Я пока что жив, здоров…», - такие строки отправлял в своих письмах семье молодой старший сержант Николай Савинов в 1942 году.

О непростой жизни прадеда рассказал курсант Сызранского филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» Никита Шмелёв. Парень решил пойти по стопам родных и тоже стать военным.

Валентина Сидорчук: Всё, что было не со мной, помню

Как их ждали… В них - все: рассказы о фронтовом быте, стихи, пожелтевшие фотографии, вырезки из боевых листков и газет, слова любви к своим близким и… горькие сообщения о гибели товарищей.

Для миллионов наших соотечественников весточки с фронта становились ответом на самый важный и сокровенный вопрос: «Жив ли?». События Великой Отечественной описаны в мемуарах и исторических трудах, зафиксированы во множестве документов. Но именно письма трогают наше сердце скорбью по погибшим, еще раз заставляют переживать и задумываться об итогах и уроках былой войны.

Как их слушали… Откровения воевавших, трудившихся в тылу, переживших плен и оккупацию. Почти всегда скупые. Да и что может рассказать простой человек, если все его силы и энергия уходили на то, чтобы выполнить поставленную задачу и остаться при этом в живых? И вспоминать тяжело, потому что за каждым эпизодом притаились боль и страдания. Но в них – наша личная память.

• Личный кабинет
• Календарь
«    Июнь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
• Архив
Июнь 2020 (5)
Май 2020 (45)
Апрель 2020 (65)
Март 2020 (68)
Февраль 2020 (59)
Январь 2020 (53)
• Реклама
Архив номеров вся газета
21 (982) от 23.05.2020

Просмотров:180 подробнее