');
НОВОСТИ РУБРИКИ АРХИВ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА ПОДПИСКА КОНТАКТЫ ФОТОРЕПОРТАЖ

Новости » Рубрики » Разные новости » Образование / Полвека учительства Светланы Дубровиной (23-11-2015, 11:46)

Полвека учительства Светланы Дубровиной

Есть люди, в жизни которых буквально отразилась судьба страны, ее последних десятилетий. К ним с полным правом можно отнести и Светлану Фёдоровну Дубровину. Она - свидетель сразу нескольких периодов истории нашего многострадального Отечества: начинала работать еще при Советской власти, вместе со всеми пережила приснопамятную Перестройку, а ныне нашла свое место в реалиях новейшего времени. И при всей своей природной скромности и подлинной интеллигентности сумела сохранить достоинство, остаться строгим, требовательным и авторитетным учителем, которого по-настоящему ценят и уважают ученики, родители, коллеги по педагогическому цеху и руководители образовательной отрасли.

 

Как всё начиналось

Когда-то сызранская школа № 10 располагалась в Засызране, в том самом старинном красном здании, что сейчас является одним из корпусов Сызранского филиала СамГТУ.  Семь классов этой школы и окончила Светлана Дубровина. Она особо не размышляла, куда идти учиться дальше. Перед глазами был пример мамы Марии Ивановны, которая работала учителем. Последовал логичный вывод, что профессия педагога – женская, престижная и уважаемая. Так и поступила она в Сызранское педагогическое училище.

В 1965 году Светлана получила распределение в Ставропольский район, в село под названием Татвыселки. Оно располагалось километрах в 15 от Тольятти, где тогда задумали строить автозавод-гигант.

Поселение было большим - более пяти тысяч дворов. Весьма характерно, что бок о бок здесь жили русские, чувашские и татарские семьи. И никогда никаких конфликтов на национальной почве не возникало. А почти в каждом дворе – по восемь «малаев» (мальчиков по-татарски). Крепкий колхоз, который даже строил дома для учителей. Потому как в Татвыселках было две школы – русская и татарская. В последней-то и начала свою трудовую биографию выпускница педучилища.

Перед началом учебного года привез папа Фёдор Семёнович свою дочку в это село, прямо к школе. Смотрят – во дворе под машиной лежит директор «храма знаний» и что-то там ремонтирует. Вылез он и в лоб задал вопрос молодому специалисту:

- Год проработаешь?

- Нам по распределению два положено…

- Ну-ну… Ты хотя бы один год отработай!

Дали ей вести историю в четвертом классе, в котором было 43 человека. И ни один не говорил по-русски. В качестве переводчиков выделяли Светлане Фёдоровне учащихся старших классов. Это сейчас она вспоминает свой первый рабочий день за учительским столом с улыбкой. А тогда, в 1965 году, было не до смеха…

Характерная деталь: вместе с девушкой в ту же школу пришли работать еще 14 выпускников педагогических учебных заведений. А через две недели Светлана Фёдоровна осталась одна, остальные просто сбежали. И выдержала она в Татвыселках не год, не два – пять лет! Зато успела окончить заочно истфак Казанского госуниверситета и приобрести бесценный опыт. Благо, первый ее директор Равиль Калимович Садреев оказался мудрым наставником.

Память о войне как прививка от фашизма

Надо полагать, что стойкость к жизненным обстоятельствам Светлане Фёдоровне досталась от отца. Между тем судьба самого Фёдора Семёновича Дубровина весьма примечательна. Он родился в 1910 году в Вязовке, что недалеко от нашего города. Повзрослев, пришел в Сызрань, устроился плотником на завод пищевых концентратов. Окончил рабфак, а затем перед самой Великой Отечественной поступил в Саратовскую юридическую школу, где успел отучиться два года.

Так случилось, что на войне погибли оба брата Фёдора Семёновича: младший Иван пропал без вести в августе 1941-го, а старший Сергей был убит в декабре того же года. Дубровин добился того, чтобы с него как со студента юридического вуза сняли бронь и отправили на фронт. В итоге в 1942 году его призвали и зачислили на курсы командиров «Выстрел». Получил звание младшего лейтенанта. Попал в 66-ю армию под командованием генерала Жадова.

Рассказывает Светлана Фёдоровна:

- Отец вспоминал, как сформированные подразделения маршем выдвигались на позиции под Сталинградом. Зима была тогда морозной, вырубали в мерзлой земле оборонительные сооружения. Ждали врага. А потом были тяжелые бои. Папа до самой смерти удивлялся, как же ему удалось выжить в те страшные дни.

В одном из боев погибли все офицеры, и младший лейтенант Дубровин взял командование на себя. Приказ был выполнен, хотя в живых от подразделения осталось всего шесть человек. За тот бой, где Фёдор Семёнович был еще и ранен, ему вручили орден Красной Звезды.

Вообще с этой наградой получился небольшой казус. Потом, уже в мирное время, выяснилось, что на самом-то деле Дубровину дали орден Боевого Красного Знамени. Просто на поле боя вручали то, что было под рукой. Сцена из фильма «Горячий снег», когда персонаж Георгия Жжёнова вручает ордена и говорит: «Всё, что могу», - она списана с натуры…

…Потом Фёдор Семёнович воевал в составе Донского, Западного, 2-го Белорусского фронтов. Дважды был ранен и контужен. Закончил войну на Эльбе, где наши солдаты встретились с войсками союзников. Но домой капитан Дубровин вернулся только в 1946-м. Еще год он занимался тем, что помогал освобождать из концлагерей наших военнопленных. А потом сопровождал многотысячную колонну репатриантов, с которыми еще раз пешком прошел всю Германию и Польшу до Бреста, где их ждали эшелоны.

После войны Фёдор Семёнович работал в военном трибунале, в суде, прокуратуре, а завершил он свою трудовую биографию начальником отдела кадров СУМР строительно-монтажного треста № 4. Умер в 2001 году.

- В детстве мне много рассказывали о военном времени, - делится своими воспоминаниями Светлана Фёдоровна. – В доме на стенах висели военные фотографии и портреты погибших на войне братьев моего отца. А День Победы в нашей семье вообще был двойным праздником. Дело в том, что папа родился как раз девятого мая! В этот день к нам приходили фронтовики, они вспоминали те трудные годы, листали фотоальбомы, пели песни военных лет.

Светлана Фёдоровна продолжает:

- Мое поколение свято чтит боевые подвиги наших отцов. Я как учитель истории стараюсь воспитывать у своих учеников патриотические чувства. Сейчас это особенно важно. Россия находится в сложном политическом и экономическом положении. Противники нашей страны хотят пересмотреть итоги Второй мировой и Великой Отечественной войн. Стремлюсь привить молодежи чувство гордости за свою Родину, никогда не забывать об огромных жертвах в период войны. Только такой подход может стать прививкой от фашизма для молодых людей, которые не знали войны!

Верность одной школе

В 1970 году Светлана Фёдоровна вернулась в Сызрань. Устроилась в только что построенную в первом микрорайоне Монгоры школу № 3 организатором внеклассной работы. Шесть лет трудилась на этой должности. Затем ее назначили завучем. Почти два десятка лет Дубровина занималась составлением расписания, выполнением учебных программ, качеством образовательного процесса. Забот у завуча всегда хватало: школа № 3 работала в две, а иногда – и в три смены!

И вновь военная тема нас не отпускает от себя! В советское время в школе № 3 работало много мужчин-фронтовиков. Например, прошли через войну директоры этого образовательного учреждения Павел Георгиевич Данилов, Алексей Михайлович Коробков и учитель НВП Иван Иванович Малыгин. «Трудовик» Александр Михайлович Гончаров - выпускник Сызранского танкового училища, сражался на Курской дуге. Ныне живущий Николай Михайлович Овчинников, десять лет преподававший в школе № 3 историю, воевал на Ленинградском фронте. Василий Арсентьевич Курденков вообще прошел две войны: финскую и Великую Отечественную. Эти люди не просто давали знания мальчишкам и девчонкам, своим личным примером они воспитывали подрастающее поколение.

…С 1989 года Светлана Фёдоровна – учитель истории и обществознания в старших классах. Проводит также занятия по таким предметам, как «Право» и «Экономика». Уже в зрелом возрасте она освоила информационные технологии – помогли справиться с современной техникой ученики. И теперь каждый урок этого педагога сопровождается презентацией.

А еще она водит детей на тематические экскурсии, готовит их к участию в научно-практических конференциях и всевозможных конкурсах. Есть у Светланы Фёдоровны и последователи, например, Михаил Артамонов, о котором мы недавно писали.

Сейчас в наших школах внедряется профильное обучение. Может быть, для учащихся это и хорошо. Но вот для учителя… Это раньше по одному плану урока можно было провести занятия в нескольких «параллелях». Теперь же необходимо вести подготовку по одному и тому же предмету, но разным уровням: базовому и профильному – как для двух разных занятий. У Светланы Фёдоровны – по семь уроков в день! Представьте объем подготовки…

К тому же учебники истории очень быстро устаревают. Поэтому учителю приходится дополнять изложенный в книжках материал свежими данными. Так что информационные технологии все-таки являются хорошим подспорьем в работе педагога.

Следует заметить, что школа № 3 не просто так имеет статус образовательного центра. Это учебное заведение не раз становилось экспериментальной площадкой для апробации тех или иных педагогических технологий. Именно здесь реализуется совместный с НК «Роснефть» образовательный проект. Нынешний директор школы Ольга Владимировна Мартынова уж точно не дает заскучать ни педагогическому коллективу, ни учащимся, ни их родителям. Не просто же так школа № 3 имеет внушительный список медалистов и занимает высокие места в рейтинге общеобразовательных учреждений города. Впрочем, это - тема для отдельного разговора.

Все 45 лет существования школы № 3 вместе с ней – Светлана Фёдоровна Дубровина. По сути, подавляющая часть ее 50-летней трудовой биографии связана как раз с этим образовательным учреждением. Именно здесь ей присвоили звание «Отличник народного просвещения», а также вручили медаль Крупской. А в 2006 году Светлана Фёдоровна Дубровина весьма успешно приняла участие в приоритетном национальном проекте «Образование». И стала обладателем президентского гранта!

Вся жизнь Светланы Фёдоровны Дубровиной – это не только пример служения делу и верности своей нелегкой профессии. Это образец для тех молодых педагогов, кто только начинает свой долгий путь в образовании!

Андрей ИЛЮШИН

Полвека учительства Светланы Дубровиной

Написал - Редактор

Ключевые слова -
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


• Партнёры
Городской портал Сызрани
ТРК Губерния
• Обзоры
Людмила Кадеева:  Из любых поездок привожу чемоданы нот

Очередная громкая победа образцового детского хора «Ровесники» ДШИ им. А. И. Островского (руководитель Людмила Кадеева, концертмейстер Татьяна Баннова) на престижном конкурсе в Петербурге стала темой для публикаций во многих сызранских СМИ. И это понятно: IX Суперфинал международного проекта «Салют талантов» Artcon Music фестивального сезона 2018-2019 годов собрал более 750 юных дарований из 76 различных городов России, Азербайджана, Казахстана, Абхазии, Узбекистана, Финляндии, Чехии, Эстонии, Германии.

Александр Клетнов: За облаками всегда светит солнце!

Группа «Беркуты» торжокского Центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации - единственная в России вертолетная пилотажная группа. Она же единственная в мире, которая выступает на боевых ударных вертолетах.

• Опрос
Как вы относитесь к моде на патриотизм?
Мне все равно, какая мода. Я всегда патриот
Хоть через моду до кого-то дойдет это понятие
Хороший способ заработать на любви к Родине
Коммерция на патриотизме не всегда уместна
Не интересуюсь ни модой, ни патриотизмом

• Личный кабинет
• Календарь
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
• Архив
Ноябрь 2019 (38)
Октябрь 2019 (89)
Сентябрь 2019 (75)
Август 2019 (51)
Июль 2019 (77)
Июнь 2019 (85)
• Реклама
Фоторепортаж Смотри в прямом эфире
День мужества

Просмотров:35818 подробнее
Архив номеров вся газета
893 от 7.09.2018

Просмотров:19628 подробнее