');
НОВОСТИ РУБРИКИ АРХИВ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА ПОДПИСКА КОНТАКТЫ ФОТОРЕПОРТАЖ

обзоры / Приключения отца Власия в Сызрани и за её пределами (19-12-2011, 09:55)

Приключения отца Власия в Сызрани и за её пределами


«Отъём или увод денег варьируется в зависимости
от обстоятельств.
У меня лично есть четыреста сравнительно честных способов отъёма».
Ильф Илья, Петров Евгений «Золотой теленок»

В последнее время мы как-то незаметно привыкли к сообщениям о всякого рода аферистах, мошенниках и проходимцах. То очередную финансовую «пирамиду» построят, то дольщиков обманут, то у доверчивой пенсионерки 800 тысяч целковых выцыганят… Интересно, но, листая старые газеты, выходившие в Сызрани в начале XX века, понимаешь, что за сто лет в уездном городе С. как будто ничего и не изменилось.
В то время исключительное внимание местной прессы было приковано к такой колоритной и неоднозначной фигуре, как попечитель Сызранского детского приюта, иеромонах Сызранского Вознесенского мужского монастыря Власий. Вы не поверите, но всего за несколько лет в городских газетах были опубликованы более пяти десятков (!) статей, связанных с его именем. Публикации об отце Власии в общем объеме местной печати стояли в одном ряду с самыми важными государственными событиями, а также - наиболее острыми городскими проблемами.

ВО ВСЁМ БАБЫ ВИНОВАТЫ?

Сей одиозный персонаж местной истории родился 1 ноября 1870 года далеко от Сызрани - в городе Алатыре Казанской губернии в обычной крестьянской семье. И был он тогда отнюдь не отцом Власием, а Михаилом Никитичем Суровым. Отучился в тамошнем городском училище, состоял писцом, а затем – помощником писаря Алатырского волостного правления. Возможно, так и просуществовал бы он до конца дней своих в виде эдакого провинциального варианта Акакия Акакиевича. Но тут приключилась любовная история, которая круто изменила жизнь Михаила.
В 19 лет он намеревался повести под венец некую местную девицу. Только дело до свадьбы не дошло: избранница отчего-то передумала и предпочла более выгодную «партию». Видимо, с расстройства несостоявшийся жених поступил в Алатырский Троицкий монастырь, где быстро снискал себе репутацию усердного послушника.
Слава о Сурове быстро распространилась не только по всему городу, но и по окрестным селам: к нему все чаще и чаще обращались прихожане с просьбой помолиться о себе или родственниках, а также – за советом в сложных жизненных ситуациях. Послушник никому в помощи не отказывал, охотно вел духовные беседы, чем приобрел еще большую популярность.
Однако у Михаила была еще и сестра – бедная вдова Елена Аловская. Она-то и решила воспользоваться ситуацией и начала принимать посетителей брата у себя на дому, за небольшую «благодарность» устраивая протекцию их просьбам. Вот тогда-то и начались первые разговоры о якобы «святости» Сурова.
Только вскоре разразился грандиозный скандал: после советов послушника и бесед с ним, молодые монахини женского монастыря отказались нести послушание, а некоторые из них и вовсе сбежали из обители. И тогда, в 1899 году, Михаил Суров решением местного епископа был принудительно переведен в Сызрань, в Вознесенский мужской монастырь.

ТО ЛИ ЧЁРТ, ТО ЛИ СВЯТОЙ…

На новом месте история повторилась. Первое время Михаил Суров был прилежным послушником, приобрел большое число покровителей. И уже через полтора года был посвящен в иеромонахи с именем Власий.
Но недолго «музыка играла». Снова последовал скандал! У нескольких почитательниц, а также его служки Ивана Кузнецова проявились признаки психических расстройств (последнего потом больше года лечили в специализированном учреждении на средства, собранные поклонницами иеромонаха).
Кроме того, у части женщин Сызрани за Власием прочно закрепилась репутация «святого», прозорливца и чуть ли не чудотворца. Почитательницы толпами ожидали его выхода из кельи, впадали в истерическое состояние, считали за счастье прикоснуться к его одежде, покидали свои семьи, мужей, детей, приносили батюшке богатые дары наличными деньгами и вещами. Они же подарили ему богатый конный выезд, а позднее – и автомобиль. Власий начал роскошно одеваться - в бархатные и шелковые рясы.
А вот среди местных мужчин он не только не пользовался таким же поклонением, но и вызывал негодование, едва ли не ненависть. Причина же заключалась в разрушении спокойствия и мира во многих, преимущественно купеческих, семьях, матери и жены коих подпали под власть монаха.
Понятно, что долго такая ситуация продолжаться не могла. Обо всем этом было донесено архиепископу Симбирскому и Сызранскому, по указанию которого было проведено духовное следствие. И, по результатам разбирательств, в 1903 году распоряжением Святейшего Синода иеромонах Власий был сослан из Сызрани в Савво-Вишерский монастырь Новгородской епархии.

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ

Вы думаете, на этом сызранская карьера нашего героя закончилась? Как бы не так! Одна из почитательниц иеромонаха, дворянка Юлия Катанская, нашла оригинальный выход из положения. Она ходатайствовала перед самой императрицей об открытии в Сызрани детского приюта. И предложила для его создания существенные средства, а также - свой дом, но с условием, что попечителем заведения станет именно Власий. На эту «челобитную» последовало высочайшее повеление.
Вот так в начале 1906 года Власий был возвращен в Сызранский монастырь, став при этом еще и попечителем детского приюта. Здесь предполагалось постоянное проживание детей, преимущественно – сирот из семей воинов, павших во время русско–японской войны.
Согласно сведениям, собранным позднее полицией, подопечных готовили к поступлению в гимназию и другие учебные заведения города, обучали в числе прочего музыке, но не прививали никаких трудовых навыков. Вся администрация приюта состояла исключительно из последовательниц иеромонаха, их еще прозвали «власиянками». Следует сказать, что собственно детям в двух довольно больших домах госпожи Катанской было отведено всего три-четыре комнаты. Остальные отдали под какие-то квартиры и для размещения тех самых «власиянок».
Батюшка же, по возвращении из ссылки, совсем не изменил своей жизни. К нему по–прежнему стекались поклонницы, и все так же часть сызранцев считала его «святым», в то время как другая – дурным человеком, «иезуитом, влияющим на женщин путем внушения». Интересно, что последнее нашло себе подтверждение: во время духовного следствия у него обнаружили книги по гипнотизму и спиритизму.
И все так же многие последовательницы иеромонаха бросали семьи и разоряли мужей. Так, например, вдова штабс-капитана Ю. Катанская ежегодно платила духовному вождю по 500 рублей. Жена содержателя буфета при станции Сызрань Е. Полякова все накопленное мужем богатство частями передала отцу Власию. Ф. Маслова бросила детей и переселилась в приют неизвестно в качестве кого, имея при этом наличными более 20 тысяч рублей. А ее сестра – жена богатого купца Соболекова – также частенько приносила сюда денежные дары.
Одевался иеромонах, как и прежде, в шелковую рясу на белой подкладке, носил клобук неустановленного типа, при разъездах по городу закрывал лицо черной вуалью. Ездил на автомобиле, а также - на рысаках в английской упряжи, на двуколке с резиновыми шинами. Своей быстрой ездой по Сызрани и грубым обращением с лошадью неоднократно вызывал нарекания публики.

ГЕРОЙ МЕСТНОЙ ХРОНИКИ

После возвращения о. Власия в наш город в местной периодической печати начинается многолетняя полемика по поводу его «святости». В ходе дискуссии «власиянки» отстаивали позиции иеромонаха. Они просто завалили редакции местных газет пространными заметками о том, какой Власий «белый и пушистый». В свою очередь, сызранские масс-медиа приводили мнения авторитетных и компетентных духовных лиц о том, что деятельность иеромонаха способствует «половому развращению и потере женской стыдливости». Кроме того, осуждались невоздержанное поведение Власия и его отношение к прихожанам.
Так, в № 47 газеты «Волжские новости» за 1910 год в одной из статей описывается, как иеромонах «наплевал в глаза своей поклоннице и утер их пощечинами» за то, что она отозвалась о нем, как о человеке сердитом. История эта получила огласку и за пределами Сызрани, попав на страницы издания «Газета Копейка».
В начале 1908 года в Сызрани поговаривали, что появилась фотографическая карточка, на которой иеромонах окружен, мягко выражаясь, полураздетыми женщинами. Снимочек сей обнаружил священник Ильинской церкви Сызрани при обходе своего прихода с молебнами, случайно заметив фото в одном из домов.
Следует отдать должное церковному руководству, которое всеми силами пыталось бороться с о. Власием. Так, в 1908 году архиепископ Симбирский и Сызранский Иаков вновь назначает духовное расследование над одиозным иеромонахом. Его поручили вести священникам о. Николаеву из Ардатовского уезда и о. Агринскому из Покровской церкви г. Сызрань. Разумеется, следствие попало под пристальное внимание местной прессы. Газеты перечисляли даже вопросы, интересовавшие дознавателей!
В итоге было установлено, что во встречах, устраиваемых о. Власием, участвовали преимущественно его почитательницы, «из посторонних же редко кто бывал, на беседах о. Власий часто лежал, облокотившись, например, на подушки, если беседа велась в комнате, где стояли кровать или диван; на собраниях были почти одни женщины и преимущественно молодые: девушки и замужние; почитательницы о. Власия – постоянные его посетительницы – выражали свои чувства к нему целованием руки, прикосновением к его одежде и склонением своих голов к его груди. Такие знаки своего расположения оказывали как здоровые, так и больные, которые, по их словам, чувствовали при этом облегчение; о. Власий возлагал на них свои руки, прикасался к их щекам, лбам и брал за подбородок.
Одна из поклонниц о. Власия объяснила, что, когда встает на молитву, то прежде вспоминает о. Власия, а потом уже думает о Боге. Провожая о. Власия в ссылку в монастырь, одна из его почитательниц, между прочим, спросила его: «За кого мне почитать Вас? Можно ли почитать за Бога?». Иеромонах будто бы ответил: «Можно». В другом источнике утверждается, что иеромонах скромненько так ответил, что почитать его за Бога не следует, но чтить его вторым после Бога возможно.

НА ПРИМЕТЕ У ПОЛИЦИИ
И ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Сызранский полицмейстер Попов так описывал в своем рапорте Симбирскому губернатору приемы, использованные Суровым и позволившие ему приобрести славу прозорливца: «В Алатырском или Ардатовском уездах и еще где-то в Симбирской губернии есть монастыри, в которых живут иеромонахи, пользующиеся уважением преимущественно среди простолюдинов. Эти два иеромонаха и о. Власий составляют сплоченную группу и взаимно поддерживают друг друга и рекламируют. Так, например, придет какой-нибудь простолюдин к одному из иеромонахов попечаловаться о своих делах и нуждах и при этом расскажет ему все свое сокровенное. Иеромонах, отпуская его, между прочим, говорит: «А вот в Сызрани есть великий угодник о. Власий, вот у него есть чему поучиться. Советую тебе, если будешь недалеко от Сызрани, сходить к нему». Естественно, что такой человек не упустит случая нарочно сходить в Сызрань. Между тем, иеромонах сообщает о. Власию письменно, что у него будет такой-то и передает какой-либо особо выдающийся случай из жизни простолюдина, рассказанный им самим. Когда богомолец является к о. Власию, то тот уже знает о его жизни и … простолюдин поражен, что его жизнь известна о. Власию, считает его прозорливцем и распространяет славу о его прозорливости». Ну а в качестве осведомителя о «женских грехах» выступала одна из поклонниц иеромонаха – некая Агаша.
В это же время местная пресса стала поднимать вопрос и о благотворительности. Журналисты прямо указывали, что «Катанская и другие «власиянки» благотворят не ради самой благотворительности, а ради личности о. Власия и приют содержат не ради детей, а ради того же Власия». В заметках приводились случаи продажи барышнями, попавшими под влияние иеромонаха, своих домов и земель - вплоть до полной потери средств к существованию! А одна из жертв подобной «благотворительности» вообще пыталась свести счеты с жизнью. В ответ же «власиянки» буквально начали осаждать редакции, продолжая старый спор на страницах газет.

А. ИЛЮШИН.
У. КУЛЯНИНА.
Написал - admin1

Ключевые слова -
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


• Партнёры
Городской портал Сызрани
ТРК Губерния
• Обзоры
Рамиль Байгулов: Дело жизни – по комсомольской путёвке

Каждый хоть раз слышал это устойчивое выражение. Но не все представляют, что оно означает на самом деле, особенно молодежь. А ведь для советского человека комсомольская путевка была так же обычна, как для современного - пластиковая карточка. По этому официальному документу, подтверждающему, что комсомолец направлен на работу городским или районным комитетом ВЛКСМ на ударные стройки, осваивать целину или северные территории страны, направляли, как бы теперь сказали, участников кадрового резерва.

Людмила Кадеева:  Из любых поездок привожу чемоданы нот

Очередная громкая победа образцового детского хора «Ровесники» ДШИ им. А. И. Островского (руководитель Людмила Кадеева, концертмейстер Татьяна Баннова) на престижном конкурсе в Петербурге стала темой для публикаций во многих сызранских СМИ. И это понятно: IX Суперфинал международного проекта «Салют талантов» Artcon Music фестивального сезона 2018-2019 годов собрал более 750 юных дарований из 76 различных городов России, Азербайджана, Казахстана, Абхазии, Узбекистана, Финляндии, Чехии, Эстонии, Германии.

• Опрос
Как вы относитесь к моде на патриотизм?
Мне все равно, какая мода. Я всегда патриот
Хоть через моду до кого-то дойдет это понятие
Хороший способ заработать на любви к Родине
Коммерция на патриотизме не всегда уместна
Не интересуюсь ни модой, ни патриотизмом

• Личный кабинет
• Календарь
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
• Архив
Ноябрь 2019 (41)
Октябрь 2019 (89)
Сентябрь 2019 (75)
Август 2019 (51)
Июль 2019 (77)
Июнь 2019 (85)
• Реклама
Фоторепортаж Смотри в прямом эфире
День мужества

Просмотров:35911 подробнее
Архив номеров вся газета
893 от 7.09.2018

Просмотров:19725 подробнее